Скоро пройдет уже десять месяцев со времени самой крупной с 1945 года антипольской операции по названию «Смоленская провокация». Изучающая этот вопрос следственная комиссия Сейма под руководством депутата от ПиС (Право и Справедливость) Антония Мацеревича вскоре огласит свой отчет. «GW» удалось первой получить к нему доступ.

Напомним: 10 апреля 2010 года Ту-154М, на борту которого был президент Лех Качиньский и делегация в составе 95 человек, летел в Смоленск на мероприятия, посвященные 70-летию катыньского преступления. Когда самолет приблизился к аэродрому «Северный», контрольная башня заявила, что аэропорт закрыт в связи с якобы плохими погодными условиями. Делегацию направили на запасной аэродром в Москве. Но так, как поездка из Москвы привела бы к задержке мероприятий как минимум на 6 часов, «Туполев» вернулся в Варшаву.

Разразился скандал. С самого начала было известно, что решение о закрытии аэропорта имело политический характер. Сейм создал следственную комиссию. И вот ее решения.

1. Провокация была запланирована в сентябре 2009 года. Во время встречи в Сопоте премьер-министр России Владимир Путин вместе с премьер-министром Республики Польша Дональдом Туском составили следующий план: 7 апреля они вместе едут в Катынь. И не берут с собой президента, который прилетит туда тремя днями позже. Но не приземлится, потому что аэропорт будет закрыт. Этот план реализует совместная польско-российская команда, которая создана из числа наиболее профессиональных функционеров АБВ (Агентство внутренней безопасности) и российской службы внешней разведки (СВР).

Доказательством тому может служить стенограмма телефонного разговора Путина с Туском, случайно подслушанным ЦАБом (Центральным антикоррупционным бюро). Ключевым в нем стало высказывание Путина: «Всю будет в порядке, мы ему скажем, что садиться нельзя и х…» Туск на это отвечает: «Так точно, товарищ полковник, наши молодцы все подготовили».



2. Для создания видимости плохой погоды российские спецслужбы доставили на аэродром автоматы для создания искусственного тумана, ТЦ-65. Их разместили в котельной неподалеку от взлетной полосы. «Nasz Dziennik» установил, что момент установки оборудования видела учительница-пенсионерка из Смоленска. «Из оврага донесся монотонный звук, а потом стали подыматься клубы пара. Около аппарата стояли трое мужчин, одетых в униформу без знаков отличия. Смеялись. Один из них сказал: - Посадки не будет».

3. На аэродроме были хорошие погодные условия. Взлетная полоса была в хорошем состоянии, а оборудование соответствовало современным стандартам. 40 минутами ранее на аэродром приземлился Як-40 с польскими журналистами. И никто не упоминал о каких-то проблемах. В радиоразговоре с экипажем «Туполева» командир «Яка» подтвердил «Здесь х…во (прозвучало ругательство), но можете попробовать». Допрошенный комиссией пилот «Яка» объяснил, что в языке пилотов, «х…во» означают прекрасные условия для посадки. Кроме того, сразу же после провокации съемочная группа программы «Специальная миссия» ТВП (Польского телевидения), которая приехала в Смоленск, сняла как из контрольной башни аэропорта мужчины в униформе выносят современное оборудование и устанавливают там радар RSP 6 M, оставшийся после демобилизации подразделения Красной армии, которая располагалась в Легнице. «Миссия» также засняла, как обслуживающий персонал заменяет на старье современные навигационные прожектора. Это современное оборудование было установлено на аэродроме 7 апреля для того, чтобы на нем могли приземлиться Путин и Туск.

4. Экипаж «Туполева» следовал указаниям с контрольной башни, отказался выполнить приказ старшего командира и командующего ВВС, который был на борту. Это уже не первый такой случай. Еще осенью 2008 года пилот президентского самолета не выполнил приказ президента о посадке в Тбилиси. Тогда вторым пилотом был офицер, который во время полета в Смоленск командовал экипажем самолета. И раз его коллега за противодействие главе государства получил медаль от правительства, то и он тоже мог рассчитывать на награду. Институт народной памяти исследовал прошлое обоих пилотов. Результаты этой работы историков пока еще не оглашены, но согласно газете «Gazeta Polska» очень многое указывает на их глубокие связи с коммунистическими спецслужбами. В свою очередь «Rzeczpospolita» установила, что присутствовавший на аэродроме польский посол из Москвы, был многолетним сотрудником коммунистической разведки. Его заданием было отследить правильное течение смоленской провокации. «В операциях такого рода такие люди, как правило, обеспечивают второй вариант. И если бы не удалось исполнить основной план, тогда они приступили бы к реализации запасного варианта. Стоит выяснить, в чем же состоял этот план B», - сказал в интервью для «Rzeczpospolita» профессор Анджей Зыбертович, известный знаток спецслужб.

5. Бюро охраны правительства (БОР) не обеспечило возможности для посадки президента. В контрольной башне не было ни одного офицера из БОРа. А БОРовцы, которые были на борту, не вмешались когда пилот развернул самолет над Смоленском.

Это основные выводы, к которым пришла комиссия Мацеревича. - Мы будем требовать, чтобы перед государственным трибуналом предстали премьер-министр и министр обороны. Также мы направим в прокуратуру определения относительно пилотов 36-го полка и руководителей БОРа и АБВ (Агентства внутренней безопасности), - заявил нам депутат Мацеревич.
А как быть с Путиным? Мацеревич: - Здесь я не могу пока раскрыть никаких подробностей. Могу только сказать, что Путин будет удивлен.

smi2.ru/dzecko/c512546/